Младенцу ясно: "красные камни" – это символ богатства, престижа, символ власти, наконец. Не зря же у нас, в самом деле, Кремль красно-кирпичный. Недавно в одной голландской газете была опубликована сатирическая заметка, в которой автор развлекался по поводу нравов новых русских. Особое место там уделялось подробностям быта этих загадочных существ: мол, питаются сплошной икрой, коньяк огурцами закусывают, а живут в гигантских неприступных домах из "ужасного камня, который они называют кирпичом". Между прочим, львиная доля всего этого "ужасного камня", идущего у нас на облицовку коттеджей, делается в той же Голландии, а еще в Германии, Бельгии и Финляндии. Не признали своих, значит? Ну что ж, бывает.
Хорошо хоть, что сейчас стало меньше сомневающихся в том, что архитектор не вовсе уж бесполезная деталь строительства. Да и хозяев, похоже, стала волновать не только толщина стен. И что же тогда делает результат их зодческих усилий столь ужасающим?
Испортить, как известно, можно все что угодно. Самый простой способ – купить плохой материал. Многие полагают, что весь дешевый отечественный кирпич совершенно никуда не годится, поэтому надо не жадничать, купить импортный ровненький кирпичик, и все будет в лучшем виде. На самом деле совсем не весь наш кирпич так уж плох – просто его надо уметь выбирать.
У нас кирпичом называют, что ни попадя: облицовочный камень, силикатные, бетонные бруски, словом, все, что имеет форму параллелепипеда. Настоящий же кирпич – тот, который из глины, а технология его производства стара, как мир. Глину замешивают с водой, формуют, подсушивают и обжигают в печи. Кое—где и по сей день строят из необожженного кирпича, так называемого "сырца", а в него при замешивании добавляют резаную солому.
До девятнадцатого века кирпич пекли, как пирожки. Это была полностью ручная работа; сушили формованный кирпич только летом, затем обжигали в специальных напольных печах. Стоили такие штучные изделия недешево, и позволить себе дом из кирпича могли лишь очень состоятельные особы. Только в середине девятнадцатого века производство кирпича удалось поставить на поток. Все стадии производства были механизированы, и "красные камни" стали штамповать круглый год и в огромных количествах.
Специалисты уверяют, что качество кирпича напрямую зависит от сырья. Вот, мол, на юге Германии есть потрясающие глины – кирпич там просто супер. Какой-то наш завод закупил у немцев оборудование, обучил там же персонал, и все вроде сделали, как у них, а кирпич получился – так себе. Так вот, это все, оказывается, наша глина виновата. А вы что подумали?
И все-таки в основном брак возникает именно при замесе, формовании или обжиге, то есть в процессе производства. Скажем, недожженный кирпич легко опознать по характерному горчичному оттенку. Клиент, не лишенный музыкального слуха, сможет отличить "недожог" по глухому звуку, которым он отзывается на удар. Правильный кирпич должен звучать звонко. Брак этот чреват тем, что по весне у незадачливого хозяина есть шанс обнаружить свою новостройку в руинах. Недожженный кирпич теряет морозостойкость и вообще ведет себя непредсказуемо.
Пережег – тоже брак. Передержанный в печи кирпич словно распирает изнутри, он оплавляется, теряет форму. Первый признак "пережега" - черная сердцевина. Правда, кирпич с "черным сердцем", если он не сильно деформирован, напротив, становится сверхпрочным, как железо.
Немало проблем доставляет известняк, который содержится в глине. Казалось бы, это проблема сырья – ан нет. Если все известковые включения самым тщательным образом измельчить, качество кирпича никак не пострадает. Зато если в глиняной смеси останутся хотя бы полумиллиметровые крупинки – беда: попадет влага – известь раздуется, и весь кирпич испортится. На фасадах домов такие экземпляры сразу видно: у них рябая, испещренная сколами поверхность.
Большой неприятностью для живущих за кирпичными стенами становятся неопрятные белые разводы, то там, то сям выступающие на свежей кладке. Высолы – так называют специалисты это безобразие – появляются, как видно из названия, по вине солей, мигрирующих в толще кирпича. И не надо сразу винить в этом химический состав нашей многострадальной глины – обычно дело в другом, а именно – в любви к экономии. Все знают, что зимой стройматериал дешевеет, да и с рабочими зимой все куда проще: берут дешевле, работают без спешки. Ну и что с того, что раствор замерзает? А научно-технический прогресс на что? В заиндевевший раствор льют карбамид, поташ или хлорид кальция – и все в порядке, можно работать. Первое время кладка выглядит даже вполне прилично, но при первых же резких сменах температуры вся химия показывает свою звериную сущность. И это беды простого частного собственника – а что тогда говорить о строительстве многоэтажек, где для рабочих вообще не существует понятия сезона?
Впрочем, справедливости ради надо заметить, что испортить внешний вид кирпичной кладки могут не только химические опыты строителей, но и просто неважная экология. Кислотные дожди, серо-буро-малиновый снег, вредные испарения из загрязненных почв – все это может так разукрасить кирпичные стены – что там абстракционисты!
С высолами, конечно, можно бороться. Сейчас рынок буквально завален химикатами, с помощью которых можно вернуть стенам первозданный вид. А можно и вовсе избежать подобных проблем, для чего достаточно соблюдать простые правила, которыми не пренебрегали древние строители: не разбавлять раствор. Не размазывать его по фасаду. Работать только в сухую погоду. Не строить дом кусками, из того что есть, а сразу подводить под крышу. Достаточно посмотреть на кирпичные фасады старых московских построек, чтобы понять, что все эти, на первый взгляд, примитивные советы работают. Новостройки со всеми их современными технологиями выглядят на их фоне просто жалко.
И все-таки приходится согласиться, что кирпичная облицовка хотя и обходится недешево ( 8-12% от общей стоимости постройки), в эксплуатации оказывается все же куда практичнее штукатурки. Хороший кирпич – материал вечный. Даже при условии, что ваш дом стоит на самом оживленном и грязном перекрестке самого экологически неблагополучного города Земли, максимум, что придется предпринять для поддержания внешнего вида – это раз в 20 лет почистить фасад пескоструйной машиной. А теперь прикиньте, сколько раз такой дом пришлось бы перекрашивать. Причем замазывать старую грязь свежей краской – это советское ноу—хау, а если делать так, как надо – косметик получится золотой.
Правда, цветовая гамма кирпичной кладки, мягко говоря, небогата. Темно-красный, светло-красный, иногда песочный или коричневый – и это все. Даже многие профессиональные архитекторы признаются, что при всей любви к этому древнему материалу, они чувствуют себя несколько стесненными этими жесткими рамками. Кроме того, не секрет, что классический красный кирпич в последнее время стал вызывать не всегда приятные ассоциации. Рублево-Успенское зодчество сильно его скомпрометировало. Московские дома, напротив, пестрят разномастными заплатками – кирпич из разных партий имеет разный оттенок, и от этого на большой площади кладка выглядит неоднородной.
Интересно, что в Бельгии или Германии, традиционно преуспевших в производстве кирпича, такой проблемы, кажется, вовсе не существует. Недавно на большой строительной выставке фирма, поставляющая в Россию бельгийский кирпич, демонстрировала на стенде каталог с продукцией одного известного кирпичного завода. Глядя на длинную вереницу образцов самого неожиданного колера, изумленные архитекторы и другие интересующиеся задавали один и тот же вопрос: "А что, правда бывает фиолетовый кирпич, или это только на картинке?"
– Бывает, бывает, – улыбались им иностранцы. - А еще желтый, белый, совсем черный… Никакой химии - все красители только органические. Выбирайте, здесь несколько десятков оттенков.
Архитектор Алексей Розенберг: "Кирпич – это честный материал"
Когда архитектору Алексею Розенбергу предложили оформить интерьеры банковского офиса, расположенного в старом здании конца 19 века, он сразу же выбрал в качестве основного материала кирпич.
Розенберг и раньше много работал с кирпичом. Однажды, к примеру, он оформлял таким образом офис одной политической партии. Красный кирпич, по словам Алексея, должен был сообщить партийным интерьерам брутальность и агрессивность. Банковские же залы при помощи кирпича хотелось сделать тяжелыми и основательными.
Кирпич был хорош еще и тем, что совмещал в себе сразу две функции. Он одновременно мог быть и строительным основанием, и отделкой. Кстати, для заказчика, который не сразу одобрил "кирпичную концепцию", этот приятный с экономической точки зрения нюанс стал очень сильным аргументом.
В оформлении помещений Алексей использовал множество замечательных мелких деталей. Рубленые и круглые колонны, ниши, висящие балки и перегородки - все из того же кирпича. Чего стоит одна кирпичная дверь! Ее полотно также выложено из настоящего кирпича и весит килограммов 700. Тяжеловесная конструкция приводится в движение электрическим мотором. Югославская фирма, на совести которой были все остальные двери и окна куда более традиционного вида, взялась изготовить этот моторчик на заказ. Дверной механизм изобретали долго, путем проб и ошибок. То горела обмотка, то что—то грелось и взрывалось. В конце концов все получилось, кусок кирпичной кладки, как в фильмах про Фантомаса, бесшумно отъезжал в сторону – стоило нажать на кнопку.
Кое-какую мебель в банковских залах тоже оформили соответственно: и ножки стеклянного стола, и полки под аппаратуру – все из красного кирпича.
Кстати, в Прибалтике, где заказывали материал для кладки, делают не только красный, но и белый кирпич. По словам Розенберга, в самом начале "кандидатура" белого тоже рассматривалась, и в конце концов все-таки остановились на традиционном – красном, как очень хорошо подходящем старому московскому дому.
– Вообще я часто и с удовольствием работаю с кирпичом, – говорит Алексей, – он предоставляет бездну возможностей, из него, как из конструктора, можно построить все, что угодно. Это честная архитектура.
МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА
В мире у строителей есть свой "кирпичный" рейтинг. Например, в первую пятерку входит кирпич немецкого и голландского производства. И так же высоко ценится бельгийский кирпич. В Бельгии есть свои карьеры и заводы, которые производят настоящий керамический кирпич, не прессованный – его обжигают, как посуду из фарфора. Он еще называется hand forme – ручной формовки. Конечно, сейчас ту работу, которую раньше люди делали своими руками, выполняют машины. Но его производство не сравнить с обычным процессом, когда на ленте ползет "колбаса" из сырья, и автомат ее просто режет проволокой.
Хороший кирпич отличается тем, что его качество однородно. Вся партия, которая заказана для строительства дома, будь то коттедж или многоэтажное здание, будет выполнена как единое целое. Но чем еще хорош бельгийский кирпич – тем, что более широкой гаммы цвета и фактуры я у других производителей не видел. У них есть четыре типа размера, в том числе и совсем узенький кирпич, из которого в Европе строят не только коттеджи и многоквартирные дома, но и костелы. Бельгийские производители выпускают кирпич нескольких серий: в одной – кирпич однородного цвета, в другой – есть вкрапления-изюминки (таким кирпичом хорошо украшать фасады), в третьей – кирпич такого сложного, "вибрирующего", цвета, что его даже описать трудно.
Есть серия "Ностальжи" – кирпичи из нее выглядят так, как будто их вынули из стены трехсотлетней давности. И цвет у бельгийского кирпича может быть какой угодно: есть не только масса оттенков красного и розового, но и черный, и белый. Я разве что голубого кирпича не видел.
|