Мореплавание - в крови у каждого уроженца Эллады. От местных не отстают и живущие в Греции россияне.
Для граждан западных стран покупка недвижимости за рубежом, – это прежде всего, удачная инвестиция. У россиян более широкие требования. Они хотят и деньги выгодно вложить, и паспорт-«вездеход» получить, и пребывать круглый год на курорте. Греция – одна из немногих стран Европы, способная удовлетворить все эти условия. Особенно в том, что касается образа жизни.
Жизнь грека издавна была связана с морем, и судоходство – в крови у каждого уроженца Эллады. Со времен Гомера вплоть до середины 20 века корабль оставался главным транспортом греков. Из одной точки Пелопонесса в другую парусная лодка доставляла зачастую быстрее, чем идущая напрямик гужевая повозка. Что и говорить о связи с многочисленными островами, для которых корабль служил главным средством коммуникации с «большой землей» вплоть до Второй мировой войны.
Владыками морей греки могут по праву считаться и сегодня. Из всего невоенного флота, что плавает сейчас по водам мирового океана, почти 80% судов принадлежат греческим фирмам. Это сухогрузы, нефтяные танкеры, пассажирские лайнеры, над которыми развеваются самые разнообразные флаги от ливийского до британского. Только в Пирее – главном греческом порту – базируется 10.000 фирм, занимающихся шиппинговым бизнесом. Со времен Аристотеля Онассиса плавучая собственность приносит грекам колоссальные прибыли, так что здесь иногда шутят: «Греция – самая бедная страна Евросоюза с самым богатым населением».
Дом у воды в последние годы стал непременным атрибутом преуспевающего жителя Афин. Современный состоятельный грек обязан иметь три «недвижимости»: квартиру в Глифаде (или другом престижном районе столицы), домик на горнолыжном курорте и виллу с яхтой в одном из прибрежных поселков Аттики. Моду на воду подогревают и иностранцы. По данным местных риэлторов, 30-40% жилья на побережье раскупают именно приезжие. Владеть в Греции недвижимостью в виде тандема «дом-яхта» стремятся даже граждане Франции и Италии – государств, где есть свои прекрасные морские курорты. Почему? Просто такого количества островов, как в Греции, нет ни в одной стране Западной Европы.
Два-три часа у штурвала яхты, и ты оказываешься в совершенно новой обстановке. Владельцы яхт из местных русских утверждают, что из 3.500 островов (из них порядка 1.000 необитаемых) не найдется двух одинаковых, а владение судном – это, прежде всего, уникальная возможность посетить острова, не упомянутые в путеводителях. Пейзаж за бортом все время меняется: платаны и сосны, павлины и пеликаны, черные цапли и лебеди, тусовки геев и убежища голливудских звезд. В Греции есть своя Италия – остров Санторини, и собственная Франция – Корфу. «Сами греки почти никуда не ездят, -- свидетельствуют их русские соседи. -- Посетят Рим с Парижем, и все. Потому что им жизни не хватает, чтобы обозреть собственные красоты».
Вполне естественно, что судно для грека это и средство заработка, и место отдыха. Оно может служить крышей над головой и небольшой гостиной – с друзьями посидеть, благо на водных дорогах за пару банок пива никто не оштрафует. В отличие от многих других стран, яхта здесь -- достаточно демократичное средство передвижения. Благодаря массовости этого занятия, вторичный рынок огромен, и купить подержанное судно можно за вполне приемлемые деньги. Так, небольшая 2-каютная парусная лодка 1994 года выпуска обойдется в 16.000.000 драхм ($1= 381 греческой драхме). Верхний ценовой предел ограничен только фантазией яхтсмена-любителя.
Если квалификация пока не позволяет «водить» самому, судно можно взять напрокат у яхт-брокера. Услуги шкипера оцениваются в 38.000 драхм в день. Аренда яхты размером от 16 до 20 метров, с 4-6 каютами и просторной кают-компанией, стоит от 300.000 до 380.000 драхм в сутки. Моторный катер таких же размеров обойдется в 1.330.000 драхм за сутки. Навигатор GPS и автопилот для опытных пользователей-яхтсменов стоят от $100 до $140 в сутки.
Люди, намеревающиеся использовать судно в коммерческих целях, обычно берут 5-летний кредит в местном банке. Очевидно, что каждый частный владелец яхты также с успехом может сдавать ее в аренду туристам, получая до 15% годовых на вложенное. Это позволит частично окупить затраты на ее покупку и содержание. При условии приобретения новой лодки и ее активной эксплуатации, яхта прослужит не менее 10 лет без серьезного ремонта. Лодка, пережившая этот рубеж, считается относительно подержанной, и ее цена к этому времени снижается вдвое против новой. 20-летнее судно называют «яхтой средних лет» -- к этому времени срок службы многих важных частей и узлов начинает подходить к концу. В 30-летнем большая часть основных деталей уже заменена, но текущие расходы на ремонт тем не все больше растут.
Какие траты предстоит нести владельцу яхты? Во-первых, это аренда места в марине – на ближайшей яхтенной «стоянке». Годовой абонемент в Греции стоит от $450 до $950 (+18% НДС) в зависимости от длины лодки (5-10 м). В путешествии, становясь на прикол, платят из расчета за сутки ($$3-10) в зависимости от времени года. Бросить у причала якорь на срок меньше 2 часов, вынужденно переждать в марине штром или попросить убежища в случае крупной аварии (на починку дается 48 часов) можно бесплатно. Поддержание относительно новой яхты в рабочем состоянии, включая мелкий ремонт, «съедает» около $60 в месяц.
В последние годы ЕС целенаправленно делает из Греции курортную зону Европы. Инвестции исчисляются миллиардами долларов, и немалая их часть идет на развитие именно любительского судоходства. В настоящее время в стране насчитывается всего 20 марин, при том, что свои и приезжие яхтсмены могли бы освоить минимум вдвое больше. На строительство новых в следующие пять лет планируется истратить 50.000.000.000 драхм (это более $130.000.000 из средств частных инвесторов и фондов Евросоюза), так что общая вместимость марин вырастет до 16.000 мест (не считая мелких частных и отельных причалов). По этой цифре можно косвенно судить о массовости яхтенного спорта в Греции. Ведь численность населения этой страны сопоставима с количеством людей, проживающих в российской столице.
Михаил КАЛАНТАРОВ
|