Общеизвестно, что многие популярные и небедные люди провели почти всю свою жизнь, скитаясь по номерам роскошных отелей. Не по необходимости, а просто став рабами гостиничного сервиса, который даже самый элитный коттеджный комплекс предложить не в состоянии. На растущий спрос со стороны своих самых избалованных клиентов первым отреагировал знаменитый нью-йоркский отель Waldof-Astoria: еще в начале 30-х годов прошлого века здесь стали сдавать часть помещений VIP-жильцам в многолетнюю аренду. Герцог Виндзорский и певица Дайана Росс – одни из многих, кто в разные годы предпочитал подобный образ жизни обычной квартире. Постепенно такие гранды рынка гостиничных услуг, как Four Seasons, Ritz Carlton, Mariott дали платежеспособным гостям возможность выкупать "люксы" в собственность. А к концу тысячелетия идея получила логическое завершение. Девелоперы начали возводить элитное жилье в одном комплексе с высококлассными сетевыми отелями, функционирующими под одним брендом, с единой системой менеджмента и общей службой сервиса. Преимущества проживания под крылом компании-хотельера очевидны. Это круглосуточное ресторанное обслуживание, штат шоферов и горничных, льготный или бесплатный доступ в фирменный SPA-центр и спортклуб, высокий уровень безопасности, возможность отдавать распоряжения консьержу и полностью забыть даже о мельчайших бытовых проблемах. Не удивительно, что находящиеся под управлением известных международных сетей квартиры на Западе стоят сейчас в среднем на 25% дороже, чем обычные того же класса. Для покупателей данной категории жилья это, как правило, не единственный, а как минимум второй объект в собственности (а то и четвертый-пятый). Поэтому ими особенно ценится возможность бросить квартиру на длительный срок, препоручив уход за ней компании-менеджеру. Появившись впервые в мегаполисах вроде Бостона, Нью-Йорка и Сан-Франциско, жилье с гостиничным сервисом перебралось и на курорты. В последнем случае это еще более оправданно. Ведь по просьбе собственника, за долю от арендной платы хотельер может сдавать апартаменты своим клиентам-туристам как обычный номер-сьют. Очевидно, что такая недвижимость является идеальным приобретением для покупателя-инвестора.
В России, где запросы у аудитории высоки, а рынок курортной недвижимости как раз активно формируется, клубные апартаменты с гостиничным менеджментом тоже начинают появляться. Местом первой "прививки" высококлассного жилья к индустрии гостеприимства стал расположенный в 60 км от центра Сочи поселок Красная Поляна. Год назад в северо-восточной его части, в долине реки Мзымта началось возведение комплекса "Катерина-Альпик". Проект разрабатывает столичная компания, имеющая опыт управления гостиничным хозяйством ("Катерина-Сити" и "Катерина Ирис Конгресс Отель" в Москве и гостиницы "Москва" и "Чайка" в Сочи), а также являющаяся автором и координатором программы развития гостиничной инфраструктуры всего Сочи. Красная Поляна – беспроигрышное местоположение и для отдыха, и для частного инвестирования. Во-первых, имеет потенции круглогодичного курорта, что выгодно отличает его от вымирающего зимой побережья (с декабря по конец мая – горные лыжи, летом – рафтинг, треккинг, конные прогулки, рыбалка-охота и т. д.). Это гарантирует интересный досуг покупателям-рекреантам и постоянный доход собственникам-инвесторам. Во-вторых, относительная близость пляжей и курортологической базы. Сейчас дорога до моря занимает около часа, но с вводом в строй нового скального тоннеля сократится до 25-30 минут (трехкилометровый проход в скале уже пробит, остались отделка и монтаж оборудования). В-третьих, оздоровительный фактор: климат на высоте 600 м над уровнем моря менее влажный и легче переносится сердечниками. Это территория Сочинского национального парка: сами сочинцы мед и ягоды едят только с Красной Поляны и других не признают.
Ну, и конечно, инвестиционные плюсы. После того, как в позапрошлом году президент РФ на всю страну сказал с телеэкрана, что "Красная Поляна может быть курортом не только федерального, но и международного значения", здесь уже вложили миллионы долларов в развитие инфраструктуры. Одно только подведение газа к Красной Поляне дало двукратный скачок в стоимости здешней земли. $14.000 за сотку – на Поляне уже привычная цена. Согласно прогнозам специалистов по недвижимости, введение в строй тоннеля вкупе с дальнейшим развитием курорта приведет в недалеком будущем к подорожанию сотки до $$20.000-25.000. Основная идея клубного жилого комплекса в России – это, как и на Западе, все тот же сервис. Продаются не столько квартиры, сколько комплекс услуг на базе жилья. Ожидается, что на Красной Поляне одной из самых востребованных услуг станет сдача апартаментов в аренду. За первые десять месяцев продаж в "Катерине-Альпик" раскуплено или зарезервировано уже 60% квартир, и большая часть интересующихся – это частные инвесторы, намеренные сдавать недвижимость туристам. Однако поскольку комплекс клубный и осенен гостиничным брендом, то и зарабатывать на жилье можно будет только в партнерстве с хотельером. Покупателю предлагаются две схемы: аренда и доверительное управление. В первом случае доход фиксированный, но зато гарантированный. Во втором собственник получает процент от денег, вырученных за эксплуатацию его жилья, но доход полностью зависит от туристической коньюнктуры.
Владение квадратными метрами в таком комплексе – это почетное членство в клубе с множеством льготных и бесплатных услуг (например, использование бассейна). В дальнейшем клубные привилегии распространятся и на другие курортно-жилые объекты этой же сети, которые запланированы к строительству в районе Большого Сочи. Уже сейчас недалеко от первого адреса, в поселке Эсто-Садок (ближе к канатной дороге) возводится аналогичный апарт-комплекс "Катерина Резиденс" с еще более разнообразной досуговой инфраструктурой. На этапе инвестиционного плана находится третий клубный объект – он же первый в России круглогодичный гольф-клуб Sochi Golf & Country Club, также включающий в себя коттеджи и квартиры на продажу. Наконец, на стадии самой первичной проработки находится проект клубного отеля с апартаментами на побережье Черного моря, в Лазаревском районе. Более конкретное место застройщик пока не называет. Интерес к вложениям в гостиничный бизнес за последние два года демонстрировали "ИНТЕРРОС", "Дельта Капитал Менеджмент", "Интеко", "Газпром" и многие другие крупные российские компании. Это косвенно свидетельствует о перспективности мелких инвестиций именно в такое, "обремененное" сервисом жилье, а не просто в городские квартиры у моря или коттеджи на той же Красной Поляне. По данным Минэкономразвития, в России качественные объекты размещения сейчас в крайнем дефиците: 70% гостиниц не дотягивают ни до одной из мыслимых современных гостиничных категорий. В результате от 50% до 70% спроса на поездки в Россию со стороны Запада остается неудовлетворенным именно по этой причине – людей негде размещать.
Если учесть, что Краснодарский край сейчас начал сотрудничать с немецкими туроператорами и наконец-то нашел инвестора для глобальной реконструкции международного аэропорта Адлер, то новые и качественные объекты гостеприимства будут востребованы здесь прежде всего. Спрос на аренду элитных квартир в Красной Поляне будет гарантирован и со стороны россиян. "Президентский" имидж этого горнолыжного курорта постепенно делает его модным в среде столичной светской публики. Сливки с этой моды, очевидно, снимут те собственники, которые предложат состоятельным арендаторам максимальный комфорт.
Михаил Калантаров
|