27.11.2006
В ряду европейских стран Россия занимает одно из последних мест по объемам использования древесных материалов на квадратный метр обновляемого жилого фонда. Подобное состояние рынка деревянного домостроения объясняется множеством сдерживающих факторов. Однако за последние 3 года массовый спрос на объекты деревянного домостроения резко возрос. Как утверждают аналитики, при сохранении существующей тенденции, к 2010 году древесина может стать главным строительным материалом. По последним данным аналитиков рынка деревянного домостроения, в строительной промышленности скандинавских стран на 1 кв.м. жилья используется от 0,5 до 0,7 кв.м. древесных материалов. В России, на территории которой сосредоточено более трети мировых запасов леса, этот показатель в десятки раз меньше: по приблизительным подсчетам он не превышает 0,03 кв.м. на ту же единицу площади. Столь сильное отставание России до недавнего времени объяснялось устойчивой модой на объекты недвижимости из аналоговых материалов: кирпича и камня. Однако с 2002 года, аналитики отечественного рынка отмечают возвращение интереса к традиционному деревянному строительству. Причина подобного явления заключается в более низкой себестоимости деревянного домостроения и меньших сроках строительства. Большое влияние оказала традиция, согласно которой самыми удобными, комфортными и экологичными всегда считались именно классические деревянные дома. По итогам сезона 2006 года, с апреля по октябрь, аналитики рынка зафиксировали увеличение потребительского спроса на 30%. Ни российские лесопромышленные предприятия, ни строительные компании к такому положению были совершенно не готовы. Первые оказались не в силах обеспечить застройщиков качественным стройматериалом, поскольку объемы заготовок было невозможно предугадать даже в 2005 году. Строительные компании, в свою очередь, не располагали достаточным числом квалифицированных рабочих бригад, готовых выполнить растущее число заказов. В итоге, рынок рисковал наполниться неликвидным предложением деревянных домов низкого качества. Удовлетворить массовую потребность в покупке дачного жилья пытались и западные компании, на долю которых в 2006 году пришлось порядка 4% продаж деревянных домов. Однако отечественный спрос на западную продукцию ограничивали цены, превышающие средне рыночные на 20-25%, а также не достаточно развитые для масштабов российского рынка производственные мощности. В результате востребованными оказались дома «ручной сборки», более дешевые, но недостаточно качественные из-за низкой квалификации строительных бригад и отсутствия современной строительной техники. Справиться с нарастающим объемом массового потребления объектов деревянного домостроения не сумела и российская промышленность. Лишенная бесперебойного финансирования, она была поставлена в зависимость от частных собственников и многочисленного подряда. Так, в условиях острой диспропорции спроса и предложения стал вопрос комплексного подхода к индустриализации массового производства деревянных дачных домов. Для группы компаний «Зодчий» вопрос интеграции производственного процесса решался еще в 90-е годы. Именно тогда, путем создания и наращивания производственных мощностей, создавалась единая промышленная структура, состоящая из сбытовых, домостроительных, лесозаготовительных, деревоперерабатывающих и строительных предприятий, транспортных подразделений и служб обеспечения. Взяв на вооружение западную индустриальную модель производства готовых деревянных домов, исключающую зависимость от подряда, компания стала полностью осуществлять контроль над качеством выполняемых работ - от заготовки хвойных пород леса до сдачи готового объекта на участке. Такой подход позволил улучшить, прежде всего, качественные составляющие, которые недостижимы в условиях «ручной» сборки. Более того, промышленное серийное производство типовых проектов домов привело к снижению их конечной стоимости, а также сократило сроки выполнения заказа до минимума. К концу 2006 года доля группы компаний «Зодчий» в денежном измерении приблизилась к 25% от ежегодного объема рынка деревянного домостроения в России, что позволяет говорить о лидирующих позициях компании в сегменте деревянного дачного домостроения. Обороты компании составили около 3 млрд. рублей (порядка $100 млн.) Объем серийного производства деревянных домов в 2006 году достиг 14 тыс. единиц, что составляет 45% в натуральном измерении от общего объема строительного рынка садовых домов. В течение сезона, с апреля по октябрь, на трех выставочных площадках «Зодчий» ежедневно реализовывали до 350 типовых домов, при этом ежедневно отгружали заказчикам с завода-изготовителя до 100 единиц готовой продукции. Промышленный объем производства деревянных домов стал возможным благодаря полному циклу изготовления типовых стандартов, а также бесперебойному функционированию всех производственных мощностей. Таким образом, созданная структура работы группы компаний «Зодчий» позволяет максимально эффективно использовать финансовый, производственный и высокопрофессиональный кадровый потенциал всех подразделений. Тем самым компании удается наиболее полно отвечать запросам рыночной конъюнктуры.
|