21.12.2006
Российский рынок деревянного домостроения подвержен отчетливым сезонным колебаниям. Именно поэтому для крупных игроков рынка принципиально важным становится вопрос рационального перераспределение нагрузки на производственные мощности в соответствие с динамикой покупательской активности.
По мнению аналитиков, в летнее время на рынке деревянного домостроения наблюдается традиционный скачок спроса на деревянные дома, особенно динамично растущий в последние годы. Объясняется это, отчасти, устойчивым стереотипом покупателей о невозможности деревянного домостроения в зимнее время. В связи с этим, пик строительных работ приходится именно на летние месяцы, когда показатели спроса на строительные работы наиболее высоки. Так, по данным аналитиков группы компаний «Зодчий», в 2006 году массовый спрос на объекты деревянного домостроения вырос на 30%.
Однако большинство игроков рынка – мелкие и средние компании с ежегодными объемами строительства до 10 домов (это порядка 85% всех компаний на рынке) – подходят к началу строительного сезона не вполне готовыми. Не имея собственных лесозаготовительных и производственных мощностей, небольшие компании оказываются зависимыми в сроках строительства от организации поставок пиломатериалов. В результате, сроки строительства могут затянуться до осени, а гарантии качества полученного материала окажутся весьма сомнительными.
Но не все игроки рынка могут позволить себе быть зависимыми от подряда. Если говорить о массовом сегменте на рынке домостроения, то ситуация со всплеском покупательской активности проявляется еще более ярко. По итогам 2006 года, объем серийного производства деревянных домов в группе компаний «Зодчий» составил порядка 13 000 объектов. При этом удовлетворить столь значительный спрос на деревянные дома стало возможным только благодаря вертикально интегрированному производственному комплексу группы компаний «Зодчий».
Для того, чтобы к началу строительного сезона в апреле строительные бригады «Зодчего» бесперебойно могли осуществлять отгрузки строительного материала, производство комплектующих элементов и инженерных конструкций готовых домов на домостроительном комбинате, также входящем в группу компаний полного цикла «Зодчий», должно быть полностью обеспечено древесиной и пиломатериалами. Именно поэтому в зимнее время, с октября по март, на лесопромышленном комплексе группы компаний «Зодчий» осуществляется основной объем лесозаготовительных работ – порядка 80% от ежегодных объемов заготовки древесины в 500 тысяч кубометров древесины северных хвойных пород.
По словам Михаила Королева, управляющего партнера группы компаний «Зодчий», «наличие полного производственного цикла в компании требует рационального перераспределения производственных и финансовых мощностей с учетом сезонной активности рынка». Так, увеличение нагрузки на лесозаготовительные комбинаты в зимнее время позволяет обеспечить необходимый объем пиломатериалов к новому строительному сезону, и как следствие – бесперебойную работу строительных бригад на участках в летнее время.
Однако причина полной загрузки лесопромышленного комплекса, в состав которого входят Вохмский, Павинский и Шарьинский леспромхозы, не только в системе функционирования всех отраслей производственного процесса круглый год. Немаловажно и то, что наивысшее качество древесины как строительного материала достигается при заготовке именно в зимний период. В холодное время года прекращается движение соков внутри дерева, закрываются поры, и при высыхании бревно практически не деформируется.
«Именно такой подход в организации полного производственного цикла позволяет нам занимать одну из ведущих позиций на рынке», добавляет Михаил Королев.
|