Великий русский драматург Антон
Павлович Чехов в возрасте сорока лет сильно заболел и начал, можно
сказать, чахнуть. Для поправки здоровья он обычно ездил в Ялту. Но
потом и это стало для него тяжело. И тогда лечивший всех московских
богачей и знаменитостей московский доктор Остроумов (его имя до сих пор
носит больница № 33 в Сокольниках) сказал ему: "Вот что, Антон, тебе
переезды из Крыма в Москву очень вредны, и ты лучше живи в
Звенигородском уезде. Он по климату и по красоте хорош. Купи себе
легкую шубу, и будет чудесно".
Разговор
это происходил в 1903 г. в усадьбе Покровское-Рубцово, куда Чехов
приехал с женой погостить у хозяйки - Зинаиды Григорьевны Морозовой -
жены Саввы Морозова. Савва Морозов финансировал строительство
Московского Художественного театра в Камергерском переулке, Чехов же
был основным автором этого знаменитого театра.
Парадная гостиная. Начало 1900-х годов
Чехов
дачу смотрел, но не купил - побоялся, что замучает одышка - дача стояла
на холме. Но в гости к Морозовым продолжал ездить. Казалось бы - что
общего у утонченного писателя-интеллигента и фабриканта-"плантатора",
на текстильных предприятиях которого трудились почти 20 тысяч человек?
А
общее было - и Чехов, и Морозовы принадлежали к одному культурному
пласту. Связывала их и фигура архитектора Шехтеля, который смолоду и по
работе и в жизни знал семьи Чеховых и Морозовых.
Гости Морозовых на крыльце усадебного дома. 1910-е годы
До
того, как Покровское-Рубцово было куплено Зинаидой Морозовой, история
его была довольно затейлива. Но начнем, как говорили древние латиняне,
"ab ovo", что значит - с яйца, то есть с самого начала.
Земли
престижного Звенигородского уезда всегда привлекали своей
живописностью. С постройкой железных дорог в конце XIX века
подмосковные местности стали рекогносцировать поновому. Так появилось
"Рижское направление", то есть земли вдоль полотна Московско-Виндавской
(теперь Рижской) железной дороги. На Рижском направлении имеются
подлинные архитектурные достопримечательности - Архангельское,
Николо-Урюпино, а далее Новый Иерусалим и Волоколамск. Лесистые и
обрывистые берега речек Истры, Малой Истры, Баньки и Синички вдохновили
многих русских художников-пейзажистов, включая Левитана. Таким
образом, можно представить, что для владельцев недвижимости "по
Рижскому направлению" уже само путешествие в свои вотчины было ликующей
увертюрой к радостям отдыха.
Село
Рубцово было известно с XVI века. В конце XVII века владельцами его
стали Нащокины, и по заказу одного из них - Николая Михайловича - в
1745-1748 годах была построена в стиле барокко церковь Покрова
Богородицы, после чего к названию села Рубцово прибавилось звучное имя
"Покровское". Вскоре рядом с селом возникла усадьба. На момент
Генерального межевания в 1760-е годы в усадьбе имелись: каменный
господский дом со службами, два сада регулярных, конский завод с
"немецкими и аглицкими" лошадьми, мельница и маслобойня.
От
Нащокиных имение перешло в собственность родов Голохвастовых и Змеевых,
а в 1786 году целиком попало в руки Павла Ивановича Голохвастова,
который был "угрюмый, скупой, но чрезвычайно честный и деловой
человек", "старинный столбовой и очень богатый русский барин".
Дворянский
род Голохвастовых, несмотря на комичность фамильного имени (слово
"голохваст" означает бахвала, хвастуна, пускающего пыль в глаза), был
известен с XIV века, по преданию происходил из Литвы и дал России
немало ярких личностей - государственных людей и писателей.
Павел
Иванович Голохвастов благоустроил усадьбу. В гости часто наведывались
родственники. Племянник жены Голохвастова, знаменитый публицист
Александр Герцен писал в своих мемуарах "Былое и думы", что его возили
погостить в Покровское-Рубцово с младенчества: "Небольшое село из
каких-нибудь двадцати или двадцати пяти дворов стояло в некотором
расстоянии от довольно большого господского дома. С одной стороны был
расчищенный и обнесенный решеткой полукруглый луг, с другой - вид на
запруженную речку ... Дом (...) был очень хорош: высокие комнаты,
большие окна и с обеих сторон сени вроде террас. Он был построен из
отборных толстых бревен, ничем не покрытых ни снаружи, ни внутри, и
только проконопаченных паклей и мхом. Стены эти пахли смолой,
выступавшей тамсям янтарным потом".
Детская комната
Трепетная
природа Покровского-Рубцова будоражила душу Герцена еще долго. Прожив
больше 15 лет в Лондоне, Герцен вспоминал "дубравный шум, беспрерывное
жужжание мух, пчел, шмелей... и этот травянолесной запах, насыщенный
растительными испарениями, листом, а не цветами... которого я так жадно
искал и в Италии, и в Англии, и весной, и жарким летом и почти никогда
не находил". И не мудрено - запахи нашего детства остаются в самом
детстве. Но тем, кто рос в Подмосковье - не надо разъяснять, о чем
хотел сказать Герцен. Собственно, и жить за городом горожане рвутся во
многом из-за этого импрессионизма, пытаясь ощутить вновь и вновь свое
сродство с природой.
Когда Павел
Иванович Голохвастов умер, то в 1822 году его сын Дмитрий Павлович
получил Покровское с окрестными деревнями и 254 души крестьян. Площадь
имения была серьезной - 660 десятин, или посовременному, 600 гектаров.
Из них 13 гектаров было собственно под усадьбой (барским домом,
хозяйственными постройками, фруктовым садом и огородами), 83 гектара
под пашней, 29 - под сенокосами, 54 - под пастбищами и 400 под лесами и
кустарниками.
Веранда усадебного дома
Дмитрий Павлович
Голохвастов имел представительную наружность, по словам своего кузена
Герцена, был "блондин с британски-рыжеватым оттенком, с светло-серыми
глазами, которые он любил щурить и которые говорили о невозмущаемом
штиле души". Его гувернер француз Маршаль считал его лучшим учеником,
мать - лучшим сыном, дядя - лучшим племянником, а начальник - лучшим
чиновником.
Человек он был, с
одной стороны, вострый умом, интеллектуал - начинал государственную
службу в коллегии иностранных дел и закончил на высоком посту
попечителя московского учебного округа. С другой стороны,
писательствовал в свободное от службы время - сочинял исторические
опусы да баловался критическими статьями. Фантазия его, стало быть,
была чрезмерно развита.
Этот
"фантазийный" настрой сказался на судьбе имения. Д.П. Голохвастов
как-то поехал за границу, посетил Лондон и Париж. И всё-то он подмечал
и запоминал - ведь, русский человек быстро восприимчив к хорошему. Его
наблюдения за европейской жизнью быстро привели к мысли, что наше
российское житье-бытье неплохо бы окультурить и подтянуть к
цивилизованным стандартам. Деньги у Голохвастова имелись, и он начал
техническую революцию со своей усадьбы.
Классический
стиль английских поместий с идеальными газонами, регулярными парками и
атмосферой покоя и благоденствия стал путеводной звездой для
Голохвастова. Современник писал, что Д.П. Голохвастов вернулся из
заграницы "вооруженный планами девонширских ферм и корнвельского
конского завода (английские графства Девоншир и Корнуолл славились
образцовой постановкой агрикультуры - Е.С., Г.У.) в сопровождении
английского берейтора и двух огромных породистых ньюфаундлендских
собак, с длинной шерстью, с перепонками на лапах и одаренных
невероятной глупостью. Морем плыли сеяльные и веяльные машины,
необыкновенные плуги и модели всяких агрономических затей". Короче,
хозяйство в Покровском-Рубцове быстро перевели на заграничный лад, и
владелец показывал гостям поля, засеянные клевером, конский завод,
сельскохозяйственные машины и водоподъемник на пруду.
Соседи
дивились, делали из посещения Покровского-Рубцова своеобразный
аттракцион, но следовать примеру Голохвастова никто не спешил.
Англомания
Голохвастова получила наивысший градус в обожании племенного скакуна по
прозвищу Бычок - "первейший рысак по бегу, красоте, мышцам и копытам не
только Москвы, но и всей России". Он обожал Бычка наравне со своими
детьми. Англомания Голохвастова проявилась и в том, что подобно
английским помещикам, у которых на стенах висели изображения
коров-медалисток и хряков-призеров местных сельскохозяйственных
выставок, Дмитрий Павлович украсил свой домашний кабинет портретами
Бычка, писанных маслом и акварелью - "Бычок был представлен в разных
моментах своей блестящей жизни: в стойле, где он провел свою юность, в
поле - свободный, с небольшой уздечкой; наконец, заложенный едва
видимой невесомой упряжью в крошечную коробочку на полозьях, и возле
него кучер в бархатной шапке, в синем кафтане". В особой стеклянной
витрине в кабинете Голохвастова стояли серебряные кубки работы
знаменитой фирмы Сазикова - эти кубки знаменовали успехи Бычка на
скачках.
С 1849 года, когда
Дмитрий Павлович умер, усадьбой 40 лет владел его сын Дмитрий. Он был
Звенигородским уездным предводителем дворянства. В имении велось
большое хозяйственное строительство. В 1890 г. после его смерти усадьба
стала хиреть. Частями ее стали сдавать в аренду. В 1891 году
управляющий предлагал ее купить под психиатрическую больницу
Московскому губернскому земству. Земство долго не могло решиться на
покупку.
И тогда, в 1892 году,
нашлась покупательница весьма решительная. Ею стала московская
миллионерша Зинаида Григорьевна Морозова, муж которой, Савва Морозов,
прославился своим необычным поведением на всю Москву. Чего стоила
только женитьба Саввы - он увел 18-летнюю Зинаиду у собственного
двоюродного племянника, добился развода и заставил всех родственников
считаться со своим выбором.
В
год покупки Покровского Зинаиде было всего 25 лет и у нее было двое
малышей - сын Тимофей трех с половиной лет и двухгодовалая дочка Маша.
У молодой четы была дача на Киржаче, неподалеку от их орехово-зуевских
фабрик, но она не вполне устраивала Зинаиду из-за удаленности и сырого
климата (болели дети). А поскольку в 1890-х годах продажа
"оскудевающими" дворянами своих подмосковных имений приняла массовый
характер, то Зинаида стала присматривать что-то подходящее.
Этим
подходящим стало Покровское-Рубцово. Причем Зинаида купила не все 600
гектаров, а только собственно территорию усадьбу - 47 гектаров без
угодий. Это было и экономичней, и бесхлопотней - она не собиралась там
заниматься хозяйством. Пашню и сенокосы выкупили крестьяне, лесной
массив кто-то еще - под дачи или на дрова...
Покровское-Рубцово
предназначалось только для отдыха семьи. Добавим, что помимо
Покровского, Зинаида вскоре обзавелась имением "Новый Мисхор" близ Ялты
в Крыму, а когда дети выросли, отдала Покровское старшему сыну Тимофею,
а себе купила имение Горки (где после ранения в 1918 году поселился
глава советского государства В.И. Ленин, поскольку усадьба была
оборудована по последнему слову техники).
Дети Морозовы в Покровском-Рубцове. Лето 1848 года
Морозова,
обладая художественной и романтической натурой, мечтала о "дворянском
гнезде", где могли бы собираться художники и литераторы. Престижно
иметь представителей искусств в числе своих друзей и
покровительствовать им, создавая условия для творчества. Выбор на
Звенигородский уезд пал не случайно. Часто бывая с мужем в усадьбе
сестры Саввы, Анны Тимофеевны Карповой, Филатово, по делам созданного
Морозовыми ремесленного училища для крестьян, Зинаида завела дружбу со
многими местными помещиками - владельцами старинных имений:
Долгорукими, Шереметевыми, Гудовичами.
Спальня хозяйки Зинаиды Морозовой
Помимо
желания создать себе престижный круг общения, покупка
Покровского-Рубцова имела и культурные мотивы. В мемуарах, написанных
уже в 1930-х годах потерявшей абсолютно всё имущество Зинаидой
Морозовой (а накануне революции 1917 года только стоимость
принадлежащих ей акций и паев превышала 5 млн. рублей или по
современным масштабам более 100 млн. долларов), она упомянула о
разговоре со знаменитым русским государственным деятелем Сергеем
Юльевичем Витте. Витте, назначенный министром финансов, приехал
осмотреть фабрику Морозовых и завтракал в доме Саввы и Зинаиды. Зашел
разговор о предках, и Зинаида сказала министру: "Я вот жалею, что у
меня не было предков из-за старинного имения и старых портретов,
которые я страшно люблю, и меня всегда очень удивляла эта любовь. Я
никогда не жила в таких имениях, только знала о них по литературе, но
мне кажется, что моя "душа" когда-то там жила...".
Жена
поэта Бальмонта, дочь московского купца Андреева, писала, что покупая
старинные усадьбы, "новые собственники" устраивались поразному:
"Некоторые сносили старые дома, строили себе в новом вкусе более
комфортабельные; другие, любители старины, тщательно возобновляли
старые постройки в том же стиле, расчищали только старинные парки,
подсаживали деревья и кустарники тех же пород, возобновляли в том же
виде цветники".
Продав угодья и
оставив себе только усадебную часть прежнего поместья (литературоведы
считают, что именно наблюдения за покупкой Покровского-Рубцова
вдохновили Чехова на создание "Вишневого сада"), Зинаида взялась за
реконструкцию двухэтажного усадебного дома, выстроенного еще в конце
XVIII века. В уединенном Покровском она попала под влияние его
величественных коринфских колонн, классических пропорций здания,
старинного регулярного парка, "английского" стиля служб и конного
двора. Сам облик старого имения требовал следовать традициям. А если их
не было, их искусственно создавали.
Бережно
сохранив "голохвастовский" фасад в стиле классицизма - с
четырехколонным портиком, Зинаида решила сделать начинку абсолютно
новой, с учетом новейших требований техники и дизайна. Воплотить в
жизнь идеи богатой заказчицы в 1900 году был приглашен Франц Осипович
Шехтель, который был к тому времени уже своим человеком в семье
Морозовых - он делал проект их англоготического особняка на
Спиридоновке, работал по заказам председателя Нижегородского
ярмарочного комитета Саввы Тимофеевича Морозова по постройке павильонов
в Нижнем.
Сближало и то, что и
Шехтель и Морозовы принадлежали к одному поколению и трепетно лелеяли
свою тягу к английской культуре. Савва Морозов стал англоманом после
поездки в Англию в 1887 году, когда он побывал в Манчестере и
Кембридже, чтоб изучить новые текстильные технологии производства.
Вернувшись в Россию, Савва увлекся английской литературой - романы
Вальтера Скотта читал в оригинале. Когда Зинаида затеяла постройку
"нового московского чуда" на Спиридоновке в стиле английской готики -
препятствий ей не чинил, а созданием этого фантастического дома продлил
романтический период их любви, которой и сам тогда был охвачен.
Английские культурные предпочтения Морозовых были хорошо известны в
Москве и оказывали влияние на вкусы других предпринимателей. Еще отца
Саввы Тимофеевича - Тимофея Саввича за глаза называли "англичанином" за
любовь к производственной и бытовой культуре "Туманного Альбиона": на
Никольской мануфактуре издавна работали английские специалисты, а район
рядом с фабрикой, где жили инженеры, назывался "Англичанкой".
Шехтель
разделял пристрастие заказчицы к "английской классике". Кроме особняка
на Спиридоновке, он использовал мотивы английской готики при создании
ансамбля в рязанском имении железнодорожных магнатов фон Дервизов
(1893), спроектировал готическую дачу для И.В. Морозова в Петровском
парке (1895), создал "викторианские" интерьеры в московском особняке
А.В. и С.В. Морозовых в Введенском переулке.
Зинаида
последовала примеру своих давних знакомых - Якунчиковых и Саввы
Мамонтова, которые сохранили во Введенском и Абрамцеве старинную
обстановку помещичьего дома, восприняв ее как музейную ценность.
Издавна эти усадьбы считались литературными и культурными центрами, и
новые хозяева эту традицию поддерживали.
Не
трогая архитектурный ансамбль и вековой парк, Морозова поставила перед
архитектором задачу спроектировать новые интерьеры комнат. Работающий в
те годы с Шехтелем Е.И. Бондаренко, вспоминал, как вся мастерская
работала над заказами Морозовой, "придумывавшей как бы пышнее окружить
свою жизнь" и эта работа дала возможность осмыслить применение разных
художественных стилей.
Сам
Шехтель много путешествовал по Европе, знал языки, имел богатейшую
библиотеку, откуда черпал много идей. Во вкусах московских купцов он
подметил и поддерживал одну тенденцию: "Им нравилось, надев
западноевропейский смокинг, подниматься по широкой парадной лестнице из
темного дуба готического вестибюля, скопированного (в уменьшенном
размере) с Виндзорского замка". Простор для творчества давало Шехтелю и
то, что заказчики его не имели стеснения в средствах, и строительные
работы, особенно отделочные, выполнялись первоклассными мастерами.
В
1900 году проект перестройки Покровского-Рубцова был утвержден
Зинаидой, и работы пошли полным ходом. Шехтелю пришлось сохранить
принцип дворянской классической усадьбы - анфиладность комнат (все были
проходными). Одновременно он, следуя канонам модерна, каждую комнату
проектировал как "отдельный мир", где все было подчинено законам
красоты и комфорта. Очевидно, что Морозова принимала живейшее участие в
творческом процессе. К этому времени она обрела жизненный опыт и
превратилась в светскую даму. Князь Щербатов говорил о ней как о
женщине "большого ума", Станиславский после беседы с ней писал Чехову:
"Говорила умно и тонко".
Для нее
Шехтель создал не просто "museum" усадьбы в "английском" стиле, а
уютный жилой загородный дом, в котором предполагалась насыщенная
духовная жизнь, и в то же время росли и воспитывались дети, и было
место для семейного отдыха и уединения каждого.
Войдя
в дом, посетитель оказывался в холле, куда свет попадал через окна,
заключенные в витражи с изображением диковинных цветов. Стилизованный
цветочный орнамент обрамлял оконные проемы. Деревянная лестница вела на
второй этаж. Извилистые линии, как цветочные стебли и листья
переплетали перила. Светильники на лестнице представляли с ней единую
композицию. По моде того времени установлены живые пальмы и другие
растения в кадках. В холле множество низких диванов. В центре
декоративный камин с майоликовыми вставками. На темном комоде резная
фигурка орла - излюбленный Шехтелем готический мотив.
Поднявшись
по лестнице в парадную гостиную, гость вновь попадал в романтическую
атмосферу. Витражные окна создавали волнующие цветные полутени, навевая
поэтические образы и литературные ассоциации. На рубеже веков "магия"
стекла как грани двух миров обыгрывалась в поэзии. "Не дышит ли там
Красота, в мерцании мира и лени? Всхожу, - и бледнеет мечта, к печали
ведет высота, за ярким окном пустота, - меня обманули ступени. Все
дремлет в немой полумгле, и только на мертвом стекле играют бездушные
тени", - писал К. Бальмонт.
Для
Шехтеля, который тщательно продумывал каждую деталь интерьера, витражи
стали возможностью создать иллюзию хрупкой преграды между внешним миром
и миром дома. В витражах воплотились принципы модерна - сочетание
полезного и прекрасного, функциональность и эмоциональность. Цветные
стекла создавали в гостиной яркие пятна, меняющиеся в течение дня -
комната выглядела каждый раз иначе. Световые блики преломлялись в
извилистых линиях потолка. Растительные орнаменты повторялись на
изразцах двух каминов, украшавших гостиную. Угловые низкие диваны с
наддиванными полками, на которых стояли майоликовые вазы и фотографии в
резных деревянных рамах, располагались в разных частях гостиной,
создавая "зоны общения". Огромный ковер с растительным узором спускался
по стене от потолка до пола, захватывая низкий диван без спинки. Каждый
предмет представлял собой часть целого, единой композиции.
Для
интимного разговора, сокровенной беседы часть гостиной с маленьким
столом и уютными стульями была отделена стилизованной резной решеткой.
Мягкое искусственное освещение высвечивало размещенную на стене
картину-аппликацию в средневековом духе. В простенке стоял рояль,
довершая впечатление дома любительницы искусств.
Гости
жили в Покровском, ничуть не стесняя хозяев. Сюда запросто ездили и
Чехов, и Шаляпин, и академик архитектуры Соловьев. Наличие гостей в
усадьбе не меняло распорядка дня хозяев. Шехтель спроектировал
расположение комнат так, что дом делился на "светскую" часть и
"семейную половину". В парадной гостиной каждый предмет являлся
произведением искусства и его местоположение было определено
архитектурным проектом. В домашней же части дома, скорее, царила
патриархальная обстановка, свойственная быту купеческой семьи: скромная
маленькая столовая, кабинет хозяина, спальня хозяйки с будуаром и
туалетной комнатой, детские. На стенах - иконы, на небольших столиках у
кроватей - семейные фотографии. И везде - живые цветы.
Про огромный угловой диван в гостиной А.П. Чехов говорил: "Если бы у меня был такой диван, я бы сидел на нем целый день и думал".
Выйдя
на балкон, можно было увидеть уходящую вдаль дорогу. Перед домом росли
розы. Извилистые дорожки спускались вниз с холма, огибая посадки
жасмина и сирени. Позади дома начинался регулярный парк с тенистыми
липовыми аллеями, озером. Пересечения аллей заставляли вспомнить о том
прошлом, которым жила эта старинная усадьба. Покровская церковь стояла
рядом, и звон колокола оглашал окрестности в престольные праздники. На
конном дворе держали верховых и ездовых лошадей. На станцию надо было
ездить две версты в Ново-Иерусалим. Там получали почту, газеты,
закупали продукты.
Зинаида
Морозова обожала Покровское-Рубцово, ставшее местом ее молодости,
страстной супружеской любви, рождения детей. Из Парижа писала: "Я хочу
в Покровское, только не в Москву". В Покровском же она пыталась
спрятаться от душевной тоски, когда счастье стало призрачным и зыбким.
Увлекшись Художественным театром, а затем его примой - актрисой
Андреевой, Савва Морозов все меньше времени проводил дома с семьей.
Даже рождение маленького Саввушки не возвратило благополучия в эту
семью. Семейное равновесие окончательно рухнуло в 1905 году, когда
Савву нашли мертвым в отеле в Каннах, куда Зинаида увезла его лечить от
депрессии.
Причина смерти Саввы
Морозова осталась тайной. Следствие не смогло установить, покончил ли
бизнесмен жизнь самоубийством - были улики к тому, что Морозова по
политическим мотивам застрелили соотечественники. Вернувшись из Франции
и похоронив мужа, Зинаида Григорьевна приезжала в Покровское с детьми,
но опустевшая без хозяина усадьба больше не приносила радости.
|