Производителям необычных стройматериалов стоило бы заказать писателям новую версию сказки о поросятах. В 1936 году газета «Пионерская правда» впервые опубликовала сказку «Три поросенка» - английский народный сюжет в изложении Сергея Михалкова. С тех пор историю о фатальных ошибках при выборе стройматериалов зачитывали многим поколениям советских детей.
Известно, что не критично усвоенные в детстве стратегии внедряются в подсознание намертво. Уже и строительные технологии ушли вперед, и домовладельца подстерегают иные риски, по большей части финансовые, и даже шутливый термин «наносолома» изобрели. Но повзрослевший российский «поросенок» все так же боится, что его коттедж рухнет под натиском стихии или агрессора. И потому остается крайне консервативным потребителем, когда дело касается ИЖС.
Впрочем, в некоторых современных сказках сюжет разворачивается в обратном направлении. Герой начинает строить жилище из камня, но в финале делает выбор в пользу более легких, зато обладающих иными достоинствами материалов.
Экономная экология
Участок в поселке Павловское близ Истры, где стоит соломенный дом Алексея Мороховца, заметен издалека. Нет, не по снопам и скирдам (долой стереотипы), а по зеленой растяжке на заборе - EcoHouse FREEDOM. Тут же рекламные флаги многочисленных партнеров проекта: производителей инструментов, отопительных систем, стеклопакетов. Архитектура дома вполне современная. Деревянная обшивка, кровля из «Ондулина», в ванной - джакузи. Где же солома?
30 т соломы утрамбовано в толщу стен 320-метрового дома и глазу не видно - я даже немного разочарована. Впрочем, отсутствие визуальных впечатлений компенсируется характерным приятным запахом. Из прочей экзотики присутствует автономный пеллетный котел (отопление древесными гранулами), солнечные коллекторы на крыше (предоставлены партнером для проведения эксперимента) и отделка одной из стен глиной - с целью естественного регулирования влажности в доме. Глина обычная, бурая подмосковная, добыта здесь же, на участке. Но в целом хозяин не зацикливается на «экологическом патриотизме» и уже нашел поставщика отделочных цветных глин из Германии.
От философии «путь к себе» собственнику экохауса приходится регулярно открещиваться. Будучи математиком по образованию и управленцем с американским дипломом MBA, солому он выбрал не ради единения с природой, а исключительно по рациональным соображениям. КПД соломы оказался максимален: она недорога и экологична, является стройматериалом и одновременно - прекрасным утеплителем. Энергопотери такого коттеджа в 8-10 раз меньше, чем у кирпичного аналога. Стоимость 1 м2 с чистовой отделкой составляет порядка $550.
«Я уже начал строить каменный дом. Было готово объемно-планировочное решение. А потом случайно узнал о соломостроении, просчитал, насколько неэффективно подводить газ и обогревать им кирпич, и в итоге пересмотрел всю концепцию. Жаль, успел заложить избыточно мощный фундамент под частью дома: для конструкции из соломы достаточно легкого и недорогого столбчатого».
Смотрю стену в разрезе: изнутри облицованная OSB-плита, затем толща соломы, наружная обшивка МДФ, облицовка сосновой термодоской. Слои подобраны с целью наилучшей паропроницаемости (дом «дышит»). Основу конструкции составляет сборный деревянный каркас, в который укладываются ограждающие конструкции из прессованных соломенных блоков 100×50×38 см. Позаимствованный у американцев метод - так называемый straw-bale construction - совершенствовался здесь же, на Новой Риге, с привлечением специалистов из разных стран.
Сначала блоки по совету белорусских ученых укладывали плашмя: получалась полуметровая стена, теплая, надежная, - вроде бы логично. Но приглашенный из Австрии специалист эту логику раскритиковал. Оказалось, значение имеет не толщина, а направление стеблей - класть надо на торец. Получилось тоньше (38 см), теплее, в интерьере осталось больше пространства, материала ушло меньше. Он же посоветовал выдергивать из блоков скрепляющие шнуры - солома распределилась в стене более равномерно за счет эффекта пружины.
Идея энергоэффективности оказалась весьма заманчива для россиян, и на дом постоянно кто-то приезжает смотреть. «У обывателя много стереотипов, - говорит Алексей. - Как сказочно-позитивных: про биоэнергетику и ауру, так и негативных: якобы солома гниет, горит, мыши ею питаются. Но ничего этого нет, если жестко соблюдать технологию». Сухая, хорошо изолированная в облицованной стене солома является пожаробезопасной (класс огнестойкости F90 - 1,5 часа воздействия открытого огня без потери несущей способности), вполне защищена от плесени и грызунов. Тем более мышам в качественно обмолоченном пшеничном сырье питаться нечем - у стеблей крайне низкая перевариваемость.
За время строительства и жизни в доме при рекордных морозах минувшей зимы, Алексей Мороховец сам открыл и внедрил множество ноу-хау, особенно в том, что касается утепления и удешевления. Причем настолько далеко зашел в этом деле, что финалом его личной сказки стал соответствующий бизнес - производство модульных домокомплектов для самостоятельной сборки с услугами опционного подряда.
Позади планеты всей
В США соломостроение считается массовой технологией, по ней возведено более 100 тыс. частных домов и общественных зданий - школ, офисов, отелей. Некоторые стоят уже более ста лет. Много разнообразных произведений соломенной архитектуры в странах Западной Европы: например, только во Франции насчитывается около 1,5 тыс. таких домов. Даже в Белоруссии имеется 200 подобных новостроек. А вокруг Москвы - всего лишь с десяток домов.
Стремление во что бы то ни стало иметь фундаментальный коттедж из камня («домик-крепость», как завещал братьям-неудачникам хозяйственный Наф-Наф) определяет структуру спроса на нашем рынке ИЖС. Кирпич долгие годы остается в глазах большинства самым желанным стройматериалом. Да, энергозатраты на отопление будут высоки (около 250-350 кВт/м2 в год против 40 кВт/м2 для соломенного дома), котел нужен мощный и дорогой, требуется больше радиаторов, эксплуатационные расходы в три-пять раз выше. Но зато тяжелый кирпич (для экономных - газобетонные блоки) удовлетворяет глубинную потребность россиян в надежности, узко понятой фундаментальности. А высокая стоимость делает кирпич еще и престижным.
Дерево («домик из прутьев и веток» в терминологии сказки) не столь любимо, но отчасти конкурирует с кирпичом и газобетонными блоками благодаря историческому доверию к срубу, особой дачной эстетике и моде на все натуральное в определенных слоях общества. Дерево лучше хранит тепло, нежели расточительный в этом отношении кирпич, но все-таки в четыре раза хуже, чем соломенная «кладка». Хорошо исполненный архитектурный проект из бруса - респектабельно, но недешево.
В условиях сложившихся стереотипов продвигать на рынок альтернативные варианты - настоящая просветительская миссия. И берут ее на себя не столько производители и поставщики, сколько работающие с конечным потребителем архитекторы.
Консервативное отношение заказчиков распространяется не только на несущие конструкции. Когда речь идет о любой поверхности дома, которая соприкасается с внешним миром (то есть потенциально может быть проницаема или разрушена под влиянием внешнего воздействия), люди предпочитают делать «как все» и не экспериментировать. Отвергается и отделка необычными органическими материалами, и сам стиль биоморфизм (разновидность модерна, тяготеющая к природной эстетике), и даже высокотехнологичные имитации природных форм.
Шумел камыш
Возьмем, к примеру, кровлю. На гибкую черепицу или металлочерепицу заказчики обычно соглашаются без проблем. «Теголу» и «Ондулин» они видят повсеместно у своих соседей, да и производители в рекламе бьют по больному месту («элитная черепица, крепкая, как броня»). По словам руководителя архитектурного бюро «Линия 8» Светланы Гулиной, даже предлагаемая архитектором под давлением инженерных обстоятельств медь не вызывает протеста - пусть дорого, зато «навечно». А вот уговорить клиентов на что-то необычное: камыш, тростник, дранку (черепица из сибирской лиственницы, осины), даже на тяжелый натуральный сланец - бывает очень непросто. Хотя речь идет о специально подготовленных к климатическим нагрузкам материалах, срок службы которых достигает 50 лет и более.
«Девять лет назад мы спроектировали одному нашему клиенту домик для барбекю с крышей из натурального речного камыша. Человек согласился только потому, что речь шла не об основном доме. Но сейчас он гордится своей «барбекюшницей»: получилась изюминка всего комплекса. Камыш со временем приобретает очень красивый серый оттенок. Гости в восторге, соседи до сих пор заглядывают через забор». Впрочем, пока окружающие не начнут такую крышу копировать и в Подмосковье не накопится критическая масса положительных примеров, рассчитывать на высокий спрос со стороны конформного большинства не приходится.
По сравнению со строительной соломой, которая доступна по договорной цене у фермера, натуральные кровельные материалы относительно дороги (€75-90 за 1 м2). Но, по мнению Светланы Гулиной, в эстетическом смысле эти затраты себя оправдывают, так как фактурный материал способен спасти самую плохую архитектуру. «Сейчас к нам стали часто обращаться с просьбами о реновации. Когда кругом стоят одинаковые громадины с башенками и эркерами, их убожество не режет глаз. А вот когда у соседа появляется что-то красивое, «с налетом Гауди», восприятие собственного дома тоже меняется. Недавно мы изменили коттедж в Усово: добавили ковку, перекрасили фасад, изменили кровлю - дом полностью преобразился».
Тем, кого смущает органика, поставщики кровли предлагают искусственную солому для кровли, которая даже несколько дороже натуральной. Есть прецеденты, когда клиент соглашался крыть полимерной соломой все постройки на участке - от бани до основного дома. «Мы выбрали желтый цвет. Такая кровля всегда остается золотой. Прекрасно смотрится на конусной крыше и очень выигрышно выглядит на солнце, как шкура дорогого зверя».
Эффективными пропагандистами свежих идей среди целевой аудитории могут выступать здания коммерческого назначения. Они изначально не строятся на века и чаще меняют облик - их владельцам проще решиться на новое. Например, крытый натуральной дранкой ресторан «Подмосковные вечера» и некоторые другие заведения высокого класса на Рублево-Успенском шоссе невольно рекламируют деревянную черепицу среди местных жителей. Люди не помнят, какая именно там крыша, но выносят общее эстетическое впечатление и потом просят скопировать.
Для архитекторов каждый заказ с использованием неформата - настоящий творческий пир. Однако они признаются, что главный враг подобных материалов отнюдь не мыши и насекомые, а подрядчики. «Это наша профессиональная боль: в России часто нарушают технологию». Чтобы соломенный домик крепко стоял и вороны не растащили камышовую крышу на гнезда, нужна не бригада строителей-универсалов, а узкоспециализированный мастер. И никаких поросят-дилетантов.
|