Каталог недвижимости |
|
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Новости |
|
|
Сайт загородной недвижимости » Аналитика » Со своим капиталом российскому бизнесу тесно у себя дома |
Со своим капиталом российскому бизнесу тесно у себя дома |
Собственность наших граждан за рубежом исчисляется сотнями миллионов долларов — и это давно уже ни для кого не новость. Но в последние годы западные рынки начали осваивать отечественные компании, причем при явном одобрении государства. Стремление наших лидеров, таких, как "Северсталь", "БазЭл", "Ренова" (не говорим уже о Газпроме) купить западные предприятия, увеличить свою долю на рынке находит понимание руководителей страны и в то же время беспокоит зарубежных конкурентов. Предпринимаются усилия, чтобы ограничить приток российского капитала. Впрочем, отечественный бизнес уже достаточно окреп, и весьма сомнительно, что кому-то удастся его остановить.
ОДИН "БЕЛЫЙ", ДРУГОЙ "СЕРЫЙ" Многие до сих пор считают, что понятие "российские инвестиции за рубеж" представляет собой чистой воды эвфемизм. В самом деле, если в 2006 г. объем накопленных российских инвестиций на Багамские острова составлял $1 млрд, это же не означает, что наши предприниматели застроили все Багамы своими отелями?
Специалисты справедливо предостерегают всякий вывоз капитала называть инвестициями. Как говорит руководитель группы финансовой экспертизы департамента корпоративных финансов ИК "ФИНАМ" Юрий Еремин, "средства, которые просто выведены на счета, могут быть инвестициями разве что с позиции их владельца. Все-таки на них начисляется процент".
Меж тем, по словам Юрия Еремина, в период с 2001 по 2005 гг. "именно на вывоз денег приходилось около половины оттока капитала", хотя в прошлом году "он (То есть вывоз денег. — Прим. авт.) сократился до 20%". Впрочем, аналитики уверены, что в этом году данный показатель снова увеличится до 40%, поскольку, как остроумно заметил один из экспертов, "перед выборами многие предприниматели стремятся "откэшиться" и вывести средства в надежное место".
Чтобы окончательно проиллюстрировать тезис о неслыханной трудности подсчетов, заметим, что вывоз капитала у нас традиционно делится на "белый" и "серый". Соотношение между этими категориями меняется. Так, по некоторым оценкам, в 2006 г. "серый" был равен 30% от "белого", то есть официального, вывоза. Если учесть, что, согласно данным Росстата, вывоз капитала из России в 2006 г. составил $52 млрд, выходит, что всего в прошлом году вывезли около $68 млрд.
НИКТО НЕ ХОТЕЛ ОТСТАВАТЬ Данные о собственно инвестиционных вложениях, то есть покупках бизнеса, участии в проектах, расходятся. К примеру, в ИК "ФИНАМ" называют цифру $20 млрд в 2007 г. и при этом подчеркивают, что "точной статистики по отраслевому распределению нет". Сравнивая оценки различных экспертов, можно прийти к выводу, что наибольший объем инвестиций приходится на металлургическую отрасль, химию и ТЭК. Тут удивительного ничего нет: ведущие предприятия этих секторов экономики стремятся стать транснациональными корпорациями. Они и обязаны пробиваться на зарубежные рынки, если хотят сохранить свое влияние. Удивительно другое: не хотят отставать от них и крупнейшие российские девелоперские компании. Размеры их капитала, конечно, не идут ни в какое сравнение с капиталами их коллег, к примеру, из ТЭКа. Куда скромнее и возможности привлекать ресурсы. И тем не менее они постепенно выходят на объемы, явно превосходящие уровень статистической погрешности: доля зарубежных строительных проектов приближается к 3%. Да, заграничным российским девелоперским проектам еще далеко до верхних строчек рейтингов. Но в течение ближайших 5 лет в середину "турнирной таблицы" они переместятся — прогнозы именно таковы.
ПИОНЕР Строго говоря, российское девелоперское присутствие за рубежом началось не вчера. Еще в 90-е годы наши компании строили и на Украине, и в Монголии, и в Африке. Другой вопрос, что проекты эти носили в основном политический характер, призваны были укрепить связи, поддержать дружественные режимы и проч., так что говорить о них мы не будем в связи с незначительной экономической составляющей.
Был, правда, лет двадцать назад один уникальный опыт. Как справедливо напоминает генеральный директор Центра международной торговли Валерий Серов, "первооткрывателем западного рынка для застройки стал Андрей Строев", возглавлявший СП с выразительным названием "Перестройка". Тогда, в конце 80-х, ему удалось построить в США целый поселок таунхаусов, что, конечно, было событием революционным.
Правда, продолжения не последовало. Потому что одно дело — политически окрашенный проект, и совсем другое — обыкновенный бизнес. Андрей Строев вообще остается одной из самых противоречивых фигур в отечественном девелопменте. Одни считают его первооткрывателем, напоминая также об опыте работы в офисном сегменте (первые офисы класса "А" также были построены СП "Перестройка" в 1990 г.), другие отзываются о нем менее восторженно, памятуя о нестандартных схемах оплаты, которыми он активно пользовался (Березовский нервно курит в коридоре). Как бы то ни было, но между первым зарубежным проектом Андрея Строева и массовым выходом российских девелоперов на западные рынки расстояние почти в 15 лет.
ЗАЧЕМ ВАМ, ПОРУЧИК, ЧУЖАЯ ЗЕМЛЯ? С одной стороны, вопрос, а к чему вообще российским девелоперам работать за границей, представляется праздным. "Затем, что ветру и орлу и сердцу девы нет закона" — эта пушкинская формула в данном случае весьма кстати. Ну хочет бизнесмен работать вдали от родных осин, так его это дело. Однако справедливости ради заметим, что в бизнесе одного желания все-таки мало, и каждому решению есть свои объяснения. По мнению экспертов, все они носят экономический характер.
Начнем с того, что даже самые самоуверенные бизнесмены понимают: сегодняшний уровень рентабельности (15 – 20%) уникален и вызван характером самого развивающегося рынка, а не теми гениальными решениями, которые они принимают. Еще 5, максимум 10 лет — и мы сравнимся по этим показателям с Европой и будем радоваться 7%. А раз так, то очень полезно застолбить себе место на чужом рынке.
Другое объяснение дает аналитик ИК "ФИНАМ" Владимир Сергиевский: "Деньги в зарубежные проекты вкладываются для диверсификации рисков, для получения небольшого, но стабильного дохода". На сей счет и пословица имеется: "Тише едешь, дальше будешь".
Третья причина — выросший уровень российских компаний, которые уже чувствуют себя в силах попробовать свои возможности в новых условиях. Генеральный директор компании Prime City Properties Сергей Колегов говорит по этому поводу так: "Тот факт, что российский девелопер реализует проекты не только у себя дома, но и на западных рынках, говорит о зрелости компании и ее высокой конкурентоспособности". И, наконец, скажем о соображениях престижа. Компания, имеющая хотя бы один проект на западном рынке, получает имиджевое преимущество и у себя дома. Нельзя согласиться с теми специалистами, которые считают выход на западный рынок своеобразной пиар-акцией, требующей жертвы в виде потери части доходов. Да, западные проекты менее рентабельны, но способствуют росту оборотов здесь, в России.
Итак, можно сделать вывод о том, что у российских девелоперов достаточно причин, причем исключительно экономических, для выхода на западные рынки. Осталось выяснить, как эти благие намерения реализуются на практике.
ВО ВСЕ СТОРОНЫ СВЕТА MIPIM — международная выставка недвижимости — прошедшая в марте этого года, конечно, не была российской, как поторопились сообщить некоторые средства массовой информации. Нельзя сказать, что наши компании были на первых ролях в Каннах. Но и начинающими они никак не выглядели. Во всяком случае, россияне не были озабочены тем, чтобы затащить в свой проект зарубежного участника. Скорее речь шла о поисках партнеров для работы на их поле. А это уже совершенно другой подход.
Именно сейчас, когда интерес российского бизнеса к зарубежным рынкам только набирает обороты, говорить на эту тему особенно интересно. Потому что и самих игроков, и проекты их можно перечесть по пальцам. Впрочем, это очень ненадолго. Еще год-другой — и никакими запретительными мерами запад не остановит экспансии российского девелопмента. Пока же давайте назовем самые успешные российские проекты за рубежом.
Вот уже три года компания "Строймонтаж" работает во Франции. Продажи в жилом комплексе "На Сене" успешно идут. А в конце года должна быть сдана первая очередь проекта "Аллеи Эрмитажа". В компании ставят задачу: в течение 3-х лет войти в десятку ведущих девелоперов Франции с ежегодными объемами 150 000 – 200 000 м2 жилья.
ГК "Пересвет-Групп" предпочла Ближний Восток и строит в Арабских Эмиратах башню в 101 этаж. Это будут апартаменты, управлять которыми приглашена УК сети отелей Crown Plaza. Компания Coalco отправилась в Америку, где ей уже удалось построить целый квартирный комплекс в Нью-Йорке. Холдинг "Эталон-ЛенСпецСМУ" работает в Сербии, где планирует построить жилье, гостиницы, офисы, торговые центры общей площадью около 1 млн м2. Холдинг готов инвестировать в свои балканские проекты до $1 млрд. Группа "Метрополь" предпочла Вьетнам: в Ханое будут построены офисы и апартаменты элитного класса общей площадью порядка 1 млн м2. Объем требуемых инвестиций — $800 млн.
ПОЛУЧИТСЯ? Когда наши футболисты впервые успешно сыграли с англичанами (произошло это еще в 40-е годы), то это стало предметом общенациональной гордости. Примерно так же относились у нас и к первым совместным проектам. Но сейчас период ученичества прошел. Наши девелоперы понимают рынок очень неплохо. Со средствами у них полный порядок. Вот разве что опыта маловато. "Но опыта и не приобрести без выхода на западный рынок", — резонно замечает Валерий Серов. Разумеется, наших встречают настороженно. Пугает энергия, способность к быстрым решениям, отсутствие страха. А главное — они явно претендуют на то, чтобы войти в высшую лигу мирового девелопмента.
Впрочем, наши девелоперы этой цели и не скрывают. Как отмечает президент компании RBI Эдуард Тиктинский, "мы хотим строить там, где это наиболее интересно в данный момент. Пусть это будет сегодня Австрия, завтра — Латинская Америка. Мы должны быть компанией, которая работает по всему миру, везде, где считает нужным".
Марк Джаггер, управляющий директор Jones Lang LaSalle, Россия и СНГ: "О полноценном приходе росийских девелоперов на западные рынки пока говорить рано. Да, есть отдельные примеры, но в тенденцию они пока не оформились и оформятся не скоро. Гораздо более громко российские девелоперы заявили о себе в СНГ — в первую очередь в Казахстане и Украине — а в Европе активность российских компаний носит единичный характер и нередко объясняется соображениями престижа, стремлением заявить о себе дома. Ни одной российской девелоперской компании пока не удалось стать по-настоящему транснациональной или хотя бы сделать себе имя за рубежом каким-то выдающимся проектом. Им сложно тягаться с международными гигантами типа Bouygues, Vinci, Hines как в плане опыта, так и в плане доступа к дешевому финансированию. Если западные аналитики и риэлторы и говорят о российских участниках рынка недвижимости, то исключительно как о покупателях самой дорогой жилой недвижимости". |
||||||
Руслан ДЗКУЯ | ||||||
Источник: http://www.VsePoselki.ru |
Другие статьи о загородной недвижимости |
|