Сегодня на большинстве международных выставок туристическое лицо России представляют не только купола Золотого кольца и дворцы Питера, но и казачьи станицы и дендропарки Кубани. Краснодарский край играет роль третьего по значимости национального турпродукта, и значение его в этом качестве с каждым годом только растет. В прошлом году города и поселки, находящиеся между Таманью и Сочи, приняли 6.000.000 отдыхающих, оказав в масштабах страны 20% всех платных туристических услуг. В этом году цифры обещают быть еще более впечатляющими. Территория у края, конечно, тоже немаленькая (на ней могли бы разместиться несколько европейских государств), причем 1.500.000 гектаров заняты высококачественными лесными массивами. Многие места – например, Гуамское ущелье в Апшеронском районе – знающие люди называют красивейшими на планете. Недавно там был найден столб XIX века, на котором написано: "Собственность Её Величества Королевы Великобритании. Телеграф "Лондон-Бомбей". На заграничных курортах из таких вещей "лепят" интереснейшие массовые экскурсионные программы, но у нас, к сожалению, подобные раритеты доступны пока только энтузиастам-одиночкам. Возделывать это поле власти и инвесторы еще только начинают.
Но дело постепенно сдвигается с мертвой точки. Все курорты края сейчас пытаются использовать свой историко-культурный потенциал, а не только предоставлять "койкоместа" любителям морских и солнечных ванн. Ярко выраженная сезонность курортного бизнеса не устраивает тех, кто вкладывает здесь большие деньги в развитие инфраструктуры, строительство и реконструкцию гостиниц. Не устраивает она и администрацию: санаторно-курортные поступления являются здесь одной из основных доходных статей в бюджете. Люди должны иметь стимул и повод ехать сюда в любое время года – и иметь желание оставлять здесь рубли и доллары. Кое-чего край уже достиг: качество здешних дорог считается лучшим в стране. Сейчас регион активно пропагандирует себя за границей, ищет инвесторов для наиболее интересных проектов, привлекает к сотрудничеству западные турагентства. В конце мая уже во второй раз пройдут "Дни Кубани в Ганновере", ежегодно Краснодарский край участвует в MIPIM – одном из крупнейших инвестиционных международных форумов в Каннах.
Однако в преодолении сезонности курорта большую роль могут сыграть не только административные усилия и "интеллектуализация" туризма, но и активное строительство в крае жилья. Во-первых, это возможность перехватить тот денежный поток, который сейчас уплывает на средиземноморские курорты, где уже десять лет россияне скупают недвижимость для отдыха. Во-вторых, квартиры и коттеджи у моря, реализуемые платежеспособным людям из самых разных регионов страны, могут стать основанием для целой пирамиды побочных услуг. Квартира привязывает человека к месту, и повод навещать ее – подышать воздухом, отпраздновать Рождество и т. д. – будет находиться у собственника и зимой, и летом. Он может прислать сюда на жительство престарелых родителей или, выйдя на пенсию, поселиться у моря сам – как это принято сейчас у состоятельных немецких и английских пенсионеров.
Из всех городов края наибольшим потенциалом в этом смысле, естественно, обладает город Сочи. Уникальные природные условия (горы плюс море), хорошая инфраструктура, прочные связи со стройкомплексом Москвы и, наконец, имидж одной из светских столиц России делает его особенно привлекательным для покупателей-москвичей и выходцев из богатых нефтяных регионов. Именно они выкупают сейчас почти 100% квартир в жилых комплексах бизнес-класса и в элитных проектах. Под точечную застройку выделяются лучшие в городе места. Например, проект с самой высокой в городе стоимостью квадратного метра ($1.700-2.800) находится наиболее зеленом районе – Хостинском, на проспекте Пушкина. Соседство с парком "Дендрарий", близость моря (в 70 м), центральное местоположение сами по себе являются на курорте люксовыми опциями. Стоимость квартир (ее нетрудно высчитать исходя из предлагаемой площади – 134-257 кв. м) задает рамки социального состава жильцов. Очевидно, что собственники-сочинцы в двух новых корпусах будут исключением.
Первыми были проданы самые просторные и дорогие квартиры – пентхаусы, да и с реализацией остальных застройщики проблем не знают. Отдыхать в России становится модным среди бизнес-элиты, к тому же эксклюзивная по качеству и местоположению недвижимость обещает значительно вырасти в цене. Отделка общественных мест мрамором и венецианской штукатуркой, наличие двух бассейнов и спортивного центра, австралийский проект, вид на море из окон каждой квартиры – опции, которыми в этом регионе пока не могут похвастаться никакие другие проекты.
Представителей южных многоэтажек бизнес-класса можно найти там же, неподалеку от дендропарка, на улице Яна Фабрициуса. Это несколько 20-этажных домов, выполненных из монолитного железобетона (впрочем, иные технологии и материалы запрещают нормы сейсмоустойчивости). Предусмотрена собственная инфраструктура, закрытый паркинг с местами стоимостью от $15.000. Проект сдается к концу этого года, и на данном этапе квартиры продаются по цене $950-1.250 за квадратный метр. Представителям столичного среднего класса, задумывающимся о жилье у моря, наиболее интересно сочинские предложения эконом-класса. Среди покупателей новостроек со стоимостью квадратного метра $700-900 немало и самих сочинцев. Например, один из таких домов возводится сейчас недалеко от здания мэрии города, в Центральном районе Сочи.
Благодаря массовому приходу на этот рынок москвичей, новое жилье для местных жителей становится все менее доступным. Только в прошлом году квартиры в Сочи подорожали на 25-30% в среднем, а в этом обещают вырасти в цене еще минимум на 15%. Родился спрос – появилось и предложение. Тем более, что спрос не родился, а возродился. Для жителя средней полосы Сочи всегда представлялся раем, только сервис иногда подводил. Жилье нового типа позволяет отгородиться от бытовых неудобств и устроиться с максимально возможным комфортом.
Виталий Герасимов
Май 2004
|